20.05.24
17 мая 2024 года в Русской Христианской Гуманитарной Академии им. Ф. М. Достоевского состоялась конференция "ПРАВОСЛАВИЕ, РУССКИЙ КОСМИЗМ, ТРАНСГУМАНИЗМ. В ПОИСКАХ БУДУЩЕГО" при модерации доцента РХГА протоиерея Игоря Викторовича Аксёнова, кандидата философских наук.
Предлагаем Вашему вниманию доклад епископа Галичского и Макарьевского Алексия "ТРАНСГУМАНИЗМ КАК ВЫЗОВ ТВОРЧЕСТВУ ЧЕЛОВЕКА: ДИЛЕММА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ (Отвечает ли человек за образ Божий в себе?)".
ТРАНСГУМАНИЗМ: ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Тема актуального несовершенства природы человека объединяет две противоположные перспективы: это духовное понимание творения мира и человека и, так же – это понимание природы человека как постоянного движения к самосовершенствованию и прогрессу – в учениях, связанных с понятием прогресса, технологического или эволюционного (биологического).
Трансгуманизм в лице его первых апологетов, Джулиана Хаксли (Julian Huxley), рисует процесс само-откровения Вселенной в системе координат человеческой истории: «это космическое само-сознавание теперь воплощается в одном малюсеньком фрагменте Вселенной — в горстке представителей нашего человеческого рода». Трансгуманизм рассматривает процесс развития природы человека как важный космологический акт. Как манифестирует Макс Мор (Max More), «мы стремимся поддержать и ускорить эволюционный процесс, расширяя экстропию, выходя за пределы биологического и психологического пределы постчеловечества. Стремясь к постчеловечности, мы отвергаем естественные и традиционные ограничения наших возможностей. …Мы осознаем абсурдность смиренного принятия «естественных» ограничений нашей продолжительности жизни».
И, тем не менее, стоит поставить вопросы о том, что есть человек и что есть природа человека. Есть ли образ Божий в человеке – фундамент его «человечности»?
XX век изменил понимание мироустроения. В течении последнего столетия постепенно сложилась техногенная цивилизация, изменившая отношения человека к природе с учётом глобальных проблем современности и с постоянным стремлением наращивания научно-технического прогресса. Техногенная цивилизация изменила отношение человека к природе вообще: природа стала объектом человеческой деятельности и эксплуатации в неограниченном понимании -стала объектом потребления.
Современный мир невозможно представить без технологий, которые окружают нас везде и во всем, что постепенно стало изменять не только само восприятие мира человеком, и его положение в этом мире, но и изменение самого социума. Развитие технического прогресса постепенно делает человека полностью зависимым от продукта прогресса и технологий, нам уже невозможно представить жизнь без мобильного телефона или компьютера, но если бы это заключалось только в этом.
В современном мире выявилось сильнейшее противоречие нравственно-этической стороны подмены Веры в Бога на Веру в научно-технический прогресс. Целью жизни человека стало устремление к увеличению продолжительности жизни человека и стремление к комфортному образу жизни на земле.
Развитие биомедицинских и информационных технологий выявило противоречие и обнажило связь между развитием прогресса, падением ценности человеческой жизни, показало умаление достоинства человека как носителя образа Божия при бесконтрольном применении этих технологий.
Исчезает ответственность человека за те преобразования, которые несут в себе научно-технические преобразования, по мере возрастания возможности -ответственность уменьшается.
С развитием научно-технического прогресса мера ответственности уменьшается, одни и те же технологии низводят человека до статуса объекта, детерминируя его и лишает его свободы как субъекта нравственного бытия. В силу субъектности человека его свободная личность умаляется, превращая его в отлаженно-функционирующий механизм. Что стоит только сама теория создания служебного человека?
ТВОРЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Приговор, вынесенный Владимиром Лосским различным культурным явлениям, строг: относительное не должно притязать на абсолютную значимость. В одной из своих работ на догматические темы (“Догматическое богословие”) он несколько страниц посвящает истории культурного развития человечества. По его мнению, начало культурным идеалам было положено в райском саду, когда Ева увидела, что древо познания добра и зла прекрасно: здесь вещь впервые обретает в глазах человека собственную ценность вне предназначения Творца. Здесь же Адам становится “первым детерминистом”: “Человек не свободен, намекает он; само сотворение, а следовательно, Бог, привело его ко злу”. Отныне, разделенная с Творцом, природа человека становится ущербной, она все видит в извращенном свете. Она ищет способы забыть о своем падении, о смерти, которая символизирует разлуку с Богом. Так начинается творение цивилизации. “Люди стараются забыть Бога или заменить Его: забыть в ковке металлов, отдав себя в плен земной тяжести и сообщаемому ею непроницаемому могуществу, подобно Тувалкаину, отцу всех ковачей “орудий из меди и железа” (Быт. 4, 22), или же заменить Его праздником искусства, томительным утешением музыки, подобно Иувалу, отцу “всех играющих на гуслях и свирели” (Быт. 4, 21). Искусство появляется здесь как ценность культурная, а не культовая: это – молитва, не доходящая никуда, потому что она не обращена к Богу. Эти изобретения человеческого духа полагают начало культуре как культу некоей абстракции, в которой нет Того Присутствующего, к Которому должен быть обращен всякий культ…”
ЛИЧНОСТЬ И ОБРАЗ БОЖИЙ
Те печальные явления, которые мы сегодня называем глобальными проблемами человечества или «новыми вызовами», на самом деле не являются чем-то исключительно новым, большинство из них сопровождают человечество на протяжении тысячелетий. В течение всей истории перед человечеством всегда стоял вопрос, на который оно искало ответ, что такое «человек» и что есть человек как «личность»?
Понятие личности в учениях Блаженного Августина обладает глубокой религиозной и философской составляющей и базируется на его убеждении в важности божественной милости и свободной воли человека.
Понимание личности в трудах Владимира Сергеевича Соловьева раскрываются его философские взгляды включающие религиозные и метафизические аспекты, сильно отличающиеся от понятия личности в учениях Блаженного Августина. Его понимание личности включает в себя общинные и религиозные аспекты, акцентирует важность духовности и морали, и отличается от более индивидуалистического подхода блаженного Августина.
Владимир Николаевич Лосский разрабатывая понятие личности, подчеркивал ее уникальность, индивидуальность, и важность самосознания, в контексте своей философии, которая включала религиозные и феноменологические аспекты.
В русской философии мы находим определенную гармонию между Владимиром Соловьевым, Владимиром Лосским и Блаженным Августином в отношении понятия личности, хотя каждый из них имеет свои уникальные подходы и акценты.
Невзирая на различия в их философских подходах, их общая созвучность проявляется в уделяемом внимании духовным и религиозным аспектам личности, акценте на уникальности и индивидуальности, а также в интересе к этике и духовному развитию человека.
В современной философии мы все чаще вновь и вновь ставим перед собой извечный вопрос: как нам понимать образ Божий в человеке, или же наоборот стараемся это понимание обойти стороной.
При этом всегда возникает желание напомнить о том, что в христианской антропологии, образ Божий в человеке воспринимается как ЛИЧНОСТНОЕ НАЧАЛО или же основание человеческой личности. То самое начало, которое не может быть разрушено или упразднено никоим образом, «ибо дары и призвание Божии непреложны» (Рим.11:29) – как говорит нам апостол Павел в своём послании к Римлянам.
Николай Бердяев, рассуждая о том, что есть образ Божий в человеке - приходит к мысли о том, что «личность и есть образ и подобие Божье в человеке», и в другом месте говорит о том, что «Личность есть реализация в природном индивидууме его идей, Божьего замысла о нем».
Русские богословы и философы XIX-XX века, образ Божий в человеке понимали как «изображение безусловной Сущности». Каждого вновь рождающегося человека воспринимали как новую самостоятельную и неповторимую личность, а не как воспроизводимую копию личностей предшествующих поколений.
Неповторимость и уникальность каждой личности раскрывается нам в понимании образа Божия в человеке. Через это понимание, мы можем подойти к понятию того, что является центром или ядром человеческой личности. Владимир Лосский центром человеческой личности называет «Богообразие», так как через личность в человеке отражается Богоподобие.
Они раскрывают нам уникальность и индивидуальность личности. Они верили, что каждый человек обладает уникальной духовной сущностью и внутренним миром, который отличается от всех остальных. Каждая личность является неповторимой, но в то же время интегрированной в общий космический порядок.
Личность принимает на себя задачу самопознания и преодоления собственных ограничений.
Развитие технологий и создаваемые человеком новые устройства дали возможность не только развить человеческие способности, но и привели в некоторых областях к замедлению их роста.
Один из «вызовов современности» проявляется в подмене ценностей подлинной духовной культуры усреднёнными образцами потребительской культуры, в переориентации понятийного аппарата «свободы» и «ответственности», «личности» и «индивидуальности», современные понятия о «благе» в содержательной базе ориентированы на «потребление» или «получение» материальных благ.
СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Свобода чаще всего рассматривается как мера самореализации человека, мера воплощения его потенциала. Свободным считается тот человек, которому наиболее полно удалось реализовать себя в соответствии со своими целями и ценностями.
Апостол Павел утверждает христиан в необходимости деятельной жизни во Христе; «для свободы освободил нас Христос. Итак, стойте твердо и не впрягайтесь в ярмо рабства (Гал.5:1-5). В этих словах мне слышится гимн Свободе.
Уже только самим фактом своей жизни человек ставит вопрос связи деятельности и ответственности.
Проблема ответственности является одной из традиционных, так называемых «вечных» проблем не только философии, но и смежных наук и дисциплин. Вседозволенность ни в ком случае не может считаться свободой, следствием чего ответственность является качеством, присущим свободе.
Вместе с тем, реализация свободы личности напрямую связана с нравственной ответственностью личности. Этот тезис звучит неожиданно для современного мира. Сознание своей ответственности ограждает личность от совершения недостойных поступков и напрямую связано с понятиями долга, совести и чести, что является моральными принципами всякого человека, чем больше в личности развиты нравственные понятия долга, чести, нравственных принципов, тем более сильно выражена в человеке ответственность.
Мы наблюдаем в современном мире процесс размывания привычных нравственно-этических границ, процесс подмены ценностей, а также происходящее изменение понятий нравственности и морали. Происходит деструктивная реформация семейных отношений и переосмысление фундаментальных понятий «человек», «свобода», «ответственность», «общество», «народ», «родина». Мир, к которому мы привыкли, или, вернее сказать, выросли и были воспитаны неумолимо изменяется. Глобальный мир неумолимо растёт.
Поступательные движения трансгуманизма вносят большие изменения, чаще негативного характера, в социальные институты, семейные и межличностные отношения человека.
Изо дня в день мы наблюдаем то, как весь мир с его утехами и земной радостью, со всеми «свободами» и «толерантностью», не имеет переживания встречи с Живым Богом, не приемлет ответственности за свою жизнь.
Мы наблюдаем как в настоящем процессе одни ищут виновников, другие предлагают решение за счёт интересов других.
Подлинная свобода – это способность творчества, способность созидания. Если созидание составляет сущность деятельности личности, встает вопрос о том, каковы основные ценности этого процесса. В ряду этих ценностей мы рассматриваем здесь творчество и свободу.
В грехе рассматривается свобода «от»; в творчестве рассматривается свобода «для».
Свобода и творчество являются основными ценностями в деятельности человека, выступают, таким образом, условием его саморазвития.
Термин «ответственность» относится к нравственному понятию. Ответственность сдерживает свободу и не позволяет ей разрастись до вседозволенности.
Ответственность, наряду с такими свойствами, как простота, любовь, доброта, изначально присутствуют в естестве человека. Чувство ответственности искажается действиями человека.
У евангелиста Матфея наиболее полно открывается основание нравственного закона в словах Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф.5) мы слышим призыв к внутренней жизни, к изменению образа мысли и настроя человеческой души. Именно в Заповедях блаженств раскрывается нравственный закон.
Реализация свободы личности напрямую связана с нравственной ответственностью личности. Сознание своей ответственности ограждает личность от совершения недостойных поступков и напрямую связано с понятиями долга, совести и чести, что является моральными принципами всякого человека, чем больше в личности развиты нравственные понятия долга, чести, нравственных принципов, тем более сильно выражена в человеке ответственность.
И тут мы с вами подходим к важнейшему теологическому выводу, что в этой антропологической неопределённости - ключ ко всем процессам современности и к самому человеку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задача современного исследователя - сформулировать основания человечности на языке современности, дать «научное» осмысление Образа и Подобия.
Если назвать уход от христианских корней нашей цивилизации «прогрессом», то только в том смысле, в котором мы говорим о прогрессировании смертельной болезни. Общество, в котором не находится места понятиям долга, самопожертвования, человеческой солидарности, — обречено.
Отказ от евангельских ценностей как основания нашей цивилизации — прямой путь к уходу христианства со сцены истории, а значит, как мы знаем, к концу истории как таковой.
Всегда будем помнить об этом и о том, что перед человеком всегда стоит выбор быть личностью или идти по пути обезличивания.
Вновь и вновь хочется воскликнуть словами преподобного Серафима Саровского «спасись сам и вокруг тебя тысячи спасутся». Если я могу изменить свой внутренний мир, то и мир вокруг меня более не сможет остаться прежним.